У вашего любимого ребенка начинается новая жизнь в младшей группе детского сада. Уважаемые родители, мы подскажем вам как помочь ребенку пережить первое сложное время в детском саду? Что должен уметь ребенок перед поступлением в детский сад?
Время, проведенное родителем вместе с ребенком в группе кратковременного пребывания, должно обязательно принести свои плоды. Находясь рядом с мамой необходимое для адаптации количество дней, а может быть, и месяцев, малыш постепенно начинает чувствовать себя уверенно в среде сверстников, знакомится с необходимыми правилами коллективной этики и успешно, с удовольствием начинает их выполнять. Постепенно роль мамы отходит на второй план, ведь родитель приложил максимум усилий для укрепления авторитета воспитателя. День ото дня вы все меньше обращаетесь к ребенку, отдавая «бразды правления» новому наставнику ребенка — его первому учителю. В то же время крепнет уверенность малыша в своих силах, он начинает чувствовать себя более организованным, ответственным, самостоятельным.
Присутствие мамы лишь поддерживает ребенка психологически. Но в то же время лишать малыша этой поддержки, хоть и чисто символической на первый взгляд, не стоит до тех пор, пока малыш сам не захочет от нее отказаться. С детским садом у ребенка не должно быть связанно психотравмирующих установок. Поберегите спокойствие ребенка в то время, когда он склонен преувеличивать свои маленькие трудности и проблемы. Ведь его нервная система еще недостаточно устойчива и склонна к появлению так называемых зацикливаний, неврозов. Дайте малышу время, чтобы его уверенность приобрела законченную форму.
Наконец наступает тот момент, когда вы расстаетесь с крохой на некоторое время, предварительно договорившись с малышом о часах вашего прихода. Постепенно число и время ваших отлучек должно увеличиваться. В идеале, заканчивая время пребывания в группе неполного дня, малыш должен научиться обходиться без присутствия мамы. К этому моменту его жизнь в детсадовской группе становится для ребенка его собственным мирком (интересным и безопасным), а сама деятельность в группе — некой работой, которую каждый из нас выполняет с удовольствием и себе во благо. Мамы и папы должны принимать в этой жизни непосредственное участие, т. е. оставаться в курсе жизни малыша (его проблем и успехов). Поэтому каждый день, встретившись с ребенком, обязательно делитесь с ним информацией о том, как провели время без него, что успели сделать, как у вас настроение. Малыш должен «давать вам отчет» по той же форме. Пусть это войдет у вас в хорошую привычку.
Переживайте за кроху накануне его выступления на утреннике, вместе готовьтесь к торжествам, обязательно посещайте все концерты, открытые уроки и праздники, на которые приглашают, родителей. Участвуйте в той части жизни вашего ребенка, которая проходит за стенами его родного дома, поддерживая с ребенком эмоциональную связь. Ощущение того, что мама рядом, даже когда она физически находится в другом месте, поможет ребенку преодолевать любые психологические трудности.
С той поры, когда малыш начинает посещать группу кратковременного пребывания самостоятельно, ваша главная забота — не терять с ребенком связь. Обязательно спрашивайте у воспитателя, как прошел день малыша, какие мероприятия происходили в группе, чем отличился ваш ребенок и т. д. Затем начинайте беседу с ребенком: выспрашивайте, интересуйтесь, покажите, что вы в курсе всего, что происходит с крохой, — не давайте ребенку отгородиться от вас, погрузившись в свои проблемы.
Младшая группа детского сада. Что должен уметь ребенок, начинающий посещать детский сад
- К моменту поступления в младшую группу «на полный день», малыш должен адаптироваться к новым для себя правилам коллективного воспитания и обучения, то есть:
- участвовать в коллективных играх, предлагаемых воспитателем;
- самостоятельно инициировать знакомство, игры с детьми;
- выполнять инструкции воспитателя;
- успешно овладевать новыми знаниями в условиях коллективного обучения;
- усовершенствовать навыки самообслуживания;
- привыкнуть к режимным и другим установкам, действующим в коллективе детского образовательного учреждения.
Но не всегда дети, которые вроде бы хорошо освоились в группе кратковременного пребывания, показывают в младшей группе хорошие результаты. И этому есть ряд причин. Многие родители делают перерыв между посещением группы кратковременного пребывания и началом посещения младшей группы полного дня. За этот небольшой период малыш успевает отвыкнуть от режима и обстановки, царящей в детском дошкольном учреждении. К тому же ребенок может получить направление в новый детский сад, а не в тот, что посещал раньше. У него наверняка изменится воспитатель, круг общения, само помещение группы, игрушки в ней. Для малыша все имеет значение, и даже к небольшим изменениям ему необходимо время, чтобы приспособиться.
При грамотном отношении родителя к этой проблеме малыш быстро (гораздо быстрее, чем тот малыш, для которого обстановка в садике абсолютно новая) освоится в новом коллективе.
Представьте, что ваш малыш вновь поступил в группу кратковременного пребывания. Снова, с чистого листа начните тот путь, который некогда был пройден — не бойтесь, теперь он займет у вас куда меньше времени.
Первым делом познакомьте малыша с двумя новыми воспитателями и нянечкой. Теперь ухаживать за ребенком будут трое человек, с каждым у ребенка должен быть налажен контакт, поэтому обязательно следите, чтобы малыш здоровался, прощался, обращался к воспитателям с просьбами, рассказывал о своих впечатлениях и проблемах. Все это можно отработать на прогулках, которые вы будете посещать вместе. Но не стоит ограничивать время адаптации одними лишь прогулками. Некоторые воспитатели настаивают на том, что адаптация должна происходить именно здесь — на площадке детского сада, а в группу родителей не пускают. Как правило, в договорах на обслуживание вашего ребенка записана другая информация, ознакомьтесь с ней, заключая договор, и спокойно апеллируйте к определенному пункту. При этом постарайтесь не провоцировать конфликтов, относитесь уважительно к воспитателю, ведь он тоже делает трудное дело, и наверняка у него были причины запретить вам посещение занятий. Однако у вас тоже существуют веские доводы, и в данном случае ради благополучия ребенка их придется отстоять. Малышу важно в вашем присутствии познакомиться с новыми стенами его второго дома. Чтобы привыкнуть к новому месту, малышу необходимо его изучить. Помогите в этом малышу.
Ребенку необходим индивидуальный инструктаж, желательно проведенный в вашем исполнении. Покажите малышу, где теперь его шкафчик (а также что в нем будет лежать), где он может вымыть руки (и сколько раз это следует делать), где будет спать и есть и т. д. Чтобы почувствовать уверенность, малышу необходимо время. И это время должно быть проведено с наибольшим комфортом. Ребенок должен быть спокоен и уверен, что все находится под его контролем. Предоставьте ему такую возможность, не оставляйте одного сразу после прогулки. Конечно, кормить малыша и укладывать спать не имеет никакого смысла. В вашу задачу входит лишь ответственность за стабильный эмоциональный фон. Поэтому присутствуйте, но давайте ребенку возможность проявить самостоятельность: просите переадресовать свои вопросы воспитателю, если малыш по привычке обращается к вам. И заранее обговаривайте время нахождения в группе. Если первое время малыш хочет оставаться в группе только до обеда (как это было в группе кратковременного пребывания), пойдите ребенку навстречу. Утро малышей проходит, как правило, очень динамично. До обеда ребята успевают посетить все самые интересные занятия (физкультурные и музыкальные, прогулку), так что малыш получит полное представление о новой для него обстановке.
При этом ограничивать время адаптации одной прогулкой все-таки не следует. Этому есть ряд причин. Во-первых, в отличие от группы кратковременного пребывания, день младшей группы не начинается на улице. А вашему малышу крайне важно сразу войти в режим, почувствовать, с чего начинается день малышей в его «новом доме». Гуляя, ребенок не может привыкнуть к среде, которая его будет окружать в группе. Прогулка, по сути, не дает информации ни о помещении, в котором ребенку придется жить (спать, есть, переодеваться), ни о том, где ему можно будет получить ряд услуг (личная гигиена, игры, развитие). Поэтому одной прогулкой ограничивать посещение не стоит, однако укорачивать его по просьбе ребенка, конечно, не запрещено.
В этот раз не стоит посещать вместе с малышом занятия в музыкальном и физкультурном зале. Договоритесь с ребенком, что вы подождете его в группе, и сдержите слово. Малыш, скорее всего, согласится с вами, ведь уже полюбившиеся ему занятия, проводимые в группе кратковременного пребывания, не будут для него открытием. При этом оставайтесь в курсе событий, происходящих без вашего присутствия, узнавайте у педагогов разучиваемый с детьми репертуар и репетируйте упражнения дома. Вскоре ваш ребенок поймет, что его «работа» в группе есть продолжение домашней жизни. А мама — помощник в любых начинаниях. И даже когда мама занята своей работой (о которой малыш, конечно, имеет представление), она всегда в курсе, всегда придет на помощь — она всегда рядом. И пускай со временем у вас становится больше тех дел, которые вы осуществляете порознь, ваши жизни по-прежнему связаны заботой, любовью и участием.
Постарайтесь, чтобы изменения, которые произойдут в жизни ребенка с момента поступления в детский сад, не разрушили ваши теплые взаимоотношения. Тогда становление самостоятельности в личности ребенка пройдет комфортных для его психики условиях.